Первоначально ТУ-134 не проектировался как отдельный самолет. В КБ Туполева была идея модернизации ТУ-124. Главное в этой идее - вынесение двигателей в хвостовую часть для уменьшения шума в салоне, повышения безопасности и для улучшения аэродинамических качеств крыла. Вместе с тем горизонтальное оперение поднято на вершину киля, а топливо размещено в кессон-баках крыла. Первые два опытных экземпляра были изготовлены в 1963 году и получили наименование ТУ-124А. Но самолет оказался настолько удачным, что в 1965 году ему было выделено отдельное название ТУ-134, а производство ТУ-124 было решено прекратить. ТУ-134 и его модификации серийно выпускались на Харьковском авиационном заводе, на протяжении 21 года с 1966 по 1987 год. Он был сертифицирован по международным нормам и строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Всего было выпущено 852 самолета всех модификаций, включая военные ТУ-134УШ, ТУ-134УБК, ТУ-134УБЛ.
Самолет рассматривался, прежде всего, для ближних линий с пассажиропотоком малой напряженности. Первоначальное число мест для пассажиров было установлено 56 в экономическом варианте или 50 в варианте первого и экономического классов. Но уже в 1966 году число мест увеличили до 72, а от салона первого класса на внутрисоюзных линиях отказались. ТУ-134 явился первым реактивным самолетом, пришедшим в небольшие советские областные центры.
До сегодняшнего дня сохранился один из прототипов ТУ-134 - ранее он был экспонатом ВДНХ, а сейчас - памятник в московском районе Новогиреево. Он же до сих пор красуется на пачке болгарских сигарет с одноименным названием. Основные характеристики самолёта ТУ-134 Тяга двигателя, кН - 66,7
Длина самолета, м - 37,1
Высота самолета, м - 9,02
Размах крыла, м - 29
Масса пустого самолета, т - 29
Дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке, км - 1980
Крейсерская скорость полета, км/ч - 750-850
Число пассажиров - 80-86
Экипаж, чел - 3